В арбитражном суде Владимирской области завершился продолжавшийся больше двух лет процесс по иску территориального управления Росимущества к Российской православной автономной церкви (РПАЦ). Суд постановил изъять у церкви в пользу государства 13 строений, в том числе ряд суздальских церквей. Клирики заявляют, что на судей было оказано давление, и намерены в месячный срок обжаловать решение суда.
Независимая от Московского патриархата РПАЦ имеет около 60 приходов в России и СНГ, значительная часть из которых располагается в Суздале. В 1998 году она была официально зарегистрирована Министерством юстиции РФ как религиозное объединение. В Московском Патриархате имеет обозначение "Суздальский раскол".
В территориальном управлении Росимущества причину подачи исков поясняют формальностями: "Сама РПАЦ образовалась позднее, чем заключались договоры на безвозмездное пользование - они заключались с несуществующими ныне организациями". А поскольку на часть госсобственности у РПАЦ нет договоров с Росимуществом, указывают в госведомстве, она и могла быть изъята из пользования церкви по решению суда. Кроме того, в территориальном управлении Росимущества поясняют свои действия актами обследования церквей, в которых "отмечены нарушения в эксплуатации культовых зданий".
В самой Российской православной автономной церкви с аргументацией госведомства категорически не согласны, указывая, что ее глава митрополит Валентин получил звание почетного гражданина Суздаля именно за большой вклад в восстановление культовых зданий, пишет "Коммерсант". Кроме того, в церкви ссылаются на договоры с Госцентром по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, которые дают им право распоряжаться всеми 13 культовыми сооружениями.
Референт Архиерейского синода РПАЦ игумен Феофан (Арескин) предположил, что на суд "было оказано давление, которое заставило его радикально пересмотреть свое отношение к делам, связанным с нашей церковью". Кто именно мог оказывать давление, отец Феофан не уточнил, однако в суздальских СМИ высказывалось предположение, что кампанию против альтернативной церкви ведет Русская православная церковь (РПЦ).
Во Владимирской епархии РПЦ отрицают какую-либо причастность к процессу и заявляют, что не претендуют на эти храмы.